Люди ВСЕГДА говорят не то, что хотят сказать на самом деле!

Сегодня поговорим о том, как коварны слова, которые мы произносим. Но ещё более коварно и глупо, прислушиваться к этим словам и делать на основе услышанного далеко идущие выводы. Говорят, что священники, опытные сёстры милосердия и психотерапевты никогда не слушают то, что им говорят люди — они читают сразу в душах. Нам бы такое умение!

Говорят также, что мысль изречённая есть ложь. И вы знаете, справедливость этой красивой поэтической фразы века девятнадцатого доказана наукой века двадцатого. Наука эта называется прагмасемантика и она тесно связана с психоанализом.

Не думайте, что Вам это ни к чему. Это очень даже «про нас всех». Просто наука двадцатого века (гуманитарная) занималась, знаете чем? Философией ОБЫДЕННОГО ЯЗЫКА! Ей стало интересно, как живёт изо дня в день простой человек и почему он, в основном, живёт так плохо?

Да же если покупает дом и машину, всё равно живёт плохо.И можно ли сделать что-то, чтобы разорвать этот круг перманентного конфликта, эту дурную бесконечность, в которую человек погружается сразу же при рождении и которую покидает только (если верить мистикам) по истечении сорока дней?

Итак, приступим…

Общим местом для современного гуманитарного знания является тот факт, что…

Речь, речь вообще, служит человеку для сокрытия истины.

Проще говоря, чтобы человек ни говорил, он всегда говорит не то, что хочет сказать на самом деле!

Собственно, задача психоанализа и состоит в том, чтобы докопаться до того глубинного невысказанного месседжа, который и есть — истина. Для этого человеку позволяют говорить и говорить. Слой за слоем, как луковая шелуха, снимается весь тот мусор, все прикрытия, которые человек изобретает себе для того, чтобы надёжно упрятать свой исходный травматический импульс.

Потому что в основе речи всегда лежит травма. Невысказанная, неосознанная. Или так: осознанная, тут же осмысленная как что-то ужасное (недопустимое) и прочно вытесненная в глубины подсознания.

Когда человек ГОВОРИТ (прошу ещё раз обратить на это внимание!) это означает, что ему всегда есть что скрывать. Он всегда говорит НЕПРАВДУ. Да, в это сложно поверить, как в то, что земля имеет форму геоида, а не плоская как блин. Но уж Вы мне поверьте!

Некоторые психологи приводят такую яркую метафору, которуя я бы назвала «Разговор домохозяйки с полицейским». О ней чуть ниже. Эта метафора описывает процесс возникновения в сознании человека НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШИТЬ АКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Если бы человеку нечего было скрывать, он бы молчал.

Вот вам моя метафора.

Так, если Вы лежите на пляже и Вам не нужно кока-колы, то Вы и не пойдёте за ней, правда?

А зачем?

Вам приятно лежать…

Кто Вас сдвинет с места?

Но если Вам вдруг стало нужно… в туалет, но Вы стесняетесь этой своей нужды, то Вы встанете и как миленький пойдёте «за кока-колой» и принесёте же её, чёрт побери, хоть она Вам и не нужна!

«Разговор домохозяйки с полицейским»
Представьте себе сценку: молодая хорошенькая женщина стоит на пороге своей квартиры и разговаривает с полицейским. Она говорит громко и не умолкая, как заведённая. То показывает ему свою сбитую коленку и спрашивает, чем её лучше помазать, чтобы быстрее зажила. То показывает на дверь соседского домика и, округляя глаза, рассказывает «страшную историю» о том, как по ночам оттуда доносятся странные звуки. То показывает на ветви дерева и преувеличенно тревожно вопрошает: когда же, наконец, мэрия пришлёт рабочих, чтобы те опилили ветви! Неужели никому нет до этого дела? То вдруг начинает подробно интересоваться, как поживает жена полицейского, как её радикулит?

Что бы Вы сказали, смотря со стороны на эту ситуацию? Что молодая женщина вовсю кокетничает с полицейским? Что она — болтушка и несколько глупа?

Опытный психолог (какими часто бывают полицейские) сразу назовёт точный диагноз: молодая женщина не на шутку встревожена! Её неумолкающая речь означает только одно: тревогу! Всеми силами она пытается отвлечь полицейского от своей двери… Для чего? Ах, видите ли, всё дело в том, что у неё за спиной, в кухне, всего-навсего лежит распростёртый муж, которого она только что зарубила топором…

А теперь поговорим на языке философии обыденного языка.

Вся та сумма фраз, которые прострекотала юная вдова, называется СЕМАНТИКОЙ высказывания.

А всё то, что она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имела в виду, называется ПРАГМАТИКОЙ высказывания.

Семантика её мессежда — это коленка, соседи, ветки и радикулит. Всё это опытный психолог сразу, не тратя времени, отбрасывает как мусор. Это та случайно подхваченная ветошь, которой пытаются наскоро укрыть следы преступления, укрыть ПРАВДУ. Та широкая юбка, под которой прячется молоденький дезертир. Та копна сена, которую набросали на краденую свинью…

А как же звучит прагматика её месседжа?

Прагматика её месседжа — (внимание!) звучит так: «Какого чёрта ты припёрся в этот самый момент! Убирайся отсюда! Ну почему я такая невезучая!»

Эта метафора проста. На самом же деле, речь человека — сложнее, так как она никогда не бывает так заманчиво двухслойна. Чтобы докопаться до того чувства, которое человек прячет, нужно иногда снять более десяти слоёв.

Вот, например.

Дело о включённом телевизоре…

Выключи, пожалуйста, телевизор!
Я вхожу в кухню с книгой. В кухне сидит сестра и смотрит телевизор. Я говорю: «Выключи, пожалуйста, телевизор!»

С точки зрения современной гуманитарной науки всем ясно, что я сказала совсем не то, что хотела и имею в виду нечто другое. Разберёмся.

Семантика моего высказывания-месседжа: Просьба выключить телеприёмник.

(Кабы всё было так просто!)

Прагматика моего месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Ты мне мешаешь.

Но и это ещё совсем и далеко не то, что лежит в основе моего высказывания, не то, что я думаю на самом деле! Снимаем шелуху дальше.

Семантика моего месседжа: Ты мне мешаешь!

Прагматика этого месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Моя книга — умная, а твой телевизор — глупый! Следовательно, я с моей книгой — умная, а ты с твоим телевизором— дура.

Уже интересно? Копаем дальше. Это ещё далеко не та истина, которую я прячу глубоко-глубоко…

Семантика моего месседжа:

Моя книга — умная, а твой телевизор — глупый! Следовательно, я с моей книгой — умная, а ты с твоим телевизором— дура.

Прагматика этого месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать):

Всё моё детство ты вела себя как босс, навязывая мне твои ценности — моду, поп-культуру и гламур. Я же, в силу своих особенностей, была в вечных «отстающих». Но теперь я выросла, сестричка, и узнала совсем других людей, для которых твои ценности — это просто смешной отстой. Ну, и кто теперь из нас босс на фоне большого мира?

И, наконец, подходим к последним луковишным слоям (я надеюсь, уже все плачут, хотя бы от смеха?)

Семантика моего месседжа: Всё моё детство ты вела себя как босс, навязывая мне твои ценности — моду, поп-культуру и гламур. Я же, в силу своих особенностей, была в вечных «отстающих». Но теперь я выросла, сестричка, и узнала совсем других людей, для которых твои ценности — это просто смешной отстой. Ну, и кто теперь из нас босс на фоне большого мира?

Прагматика этого месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Ты и «твои» родители никогда меня не любили, а я так стремилась завоевать вашу любовь! Но теперь я в ней не нуждаюсь! Попробуйте теперь вы завоевать моё уважение, жалкие смотрители телевизоров!

Вот оно, главное слово найдено — любовь\не любовь! Мы уже почти вплотную подошли к травме — к подлинной мотивации высказывания!

И, наконец:

Семантика моего месседжа: Ты и «твои» родители никогда меня не любили, а я так стремилась завоевать вашу любовь! Но теперь я в ней не нуждаюсь! Попробуйте теперь вы завоевать моё уважение, жалкие смотрители телевизоров!

Прагматика моего месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать):

ДА ПОЛЮБИТЕ ЖЕ МЕНЯ, НАКОНЕЦ! Я ВСЁ ЕЩЁ ТАК ОТЧАЯННО НУЖДАЮСЬ В ВАШЕЙ ЛЮБВИ!!!

Вот видите, а всё начиналось с невинной фразы: «Выключи телевизор!»

Даже с рациональной точки зрения, люди, конечно, ловят вторые и третьи смыслы первоначального высказывания, особенно в семье — где эти имплицитные(скрытые) смыслы слишком часто со свистом проносятся в воздухе, чтобы остаться непонятыми и незамеченными! Да, но беда в том, что никто не ловит, бросая удочку до самого дна!

Любое человеческое высказывание можно представить себе в виде фигуры типа «ромб».

Даже по вышеприведённой стенограмме видно, как сначала короткое высказывание «Выключи телевизор!» всё расширяется и расширяется, а потом, вдруг опять начинает сужаться, и сужается до короткой фразы: «Полюбите меня!». Всё что посредине — все эти длинные предложения, содержащие зашкаливающее количество ненависти — самая широкая часть ромба. Вот их-то и ловит удочка, а ниже не спускается. Отсюда — обиды.

На дне человеческого высказывания не так уж много этих исходных травм: «Я хочу, чтобы Вы меня любили!», «Я боюсь остаться один», «Я боюсь смерти»…

Но в основном, любую травму можно свести именно к одному: «Я отчаянно нуждаюсь в Вашей любви: не за деньги, не за квартиру, не за ум, не за ухоженность, не за подтянутость, и не за силу характера, и не за происхождение…

Я, видите ли, отчаянно нуждаюсь в том, чтобы любилиМЕНЯ. Любили безусловно. Таким, какой я есть! Даже нечёсанный и с соплями.

А почему бы и нет?

У вас что, никогда не бывает соплей и вы не ходите по улице в ветреную погоду? Я так устал угождать противоречивым вкусам разных людей всю свою жизнь! Почему бы вам не попробовать пойти хоть раз мне навстречу и не полюбить меня самим, а не заставлять меня тянуться к вашей любви?»

Опытным сёстрам милосердия и священникам не надо слушать эту вершину айсберга — человеческие слова. Они умеют сразу читать в сердце — низ айсберга. Как мы видим, научиться этому — не так трудно. Было бы желание проникнуться правотой этих междисциплинарных наблюдений и не спорить по-дурному.

Психотерапевтам же приходится интересоваться и серединой ромба. Им профессионально важно знать: какими кривыми дорогами человек пришёл к тому, что вдруг осознал «МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ!» и решил спрятать этот факт поглубже, превратив его в вытесненную на дно травму…

Эпилог

Если всё так просто, спросит меня Читатель, то зачем же огород городить?

Так теория — это одно. А практика — другое. А практика на самом себе, да ещё и во время конфликта, это вообще — третье. Ни один невротизированный человек в острой стадии никогда не признает то, что его травмирует на самом деле. Для этого им придуманы все его «бла-бла-бла». Самая большая сила (сила какого-нибудь слона!) несравнима с той силой, с которой некоторые люди защищают собственные травмы. А всё почему? Пенсию по инвалидности платить перестанут!

А потому что несправедливо обделённый чем-то человек требует компенсации. И получает её в разных формах не от одних, так от других. Так, ребёнок, которым не занимается один из его родителей, часто видит вместо этого родителя много денег и подарков.

А тот родитель, который ребёнком как раз-таки занимается, не выдаёт ребёнку ничего кроме чистых носков, подзатыльников и грубых напоминаний о том, что нужно делать уроки. Это же неинтересно, когда тебя любят… Это же нужно тоже потом отдавать свою любовь. Это же нужно выстраивать взаимоотношения с живым человеком и учиться быть терпимым к его несовершенствам…

Вот как много сложностей спрятано во фразе «Выключи, пожалуйста, телевизор»!

Какой может быть конец у этого разговора?

Психология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *