Cменяя эпохи… Первомай: от агитации — к культурному отдыху

Один из участников первых маёвок оставил такие воспоминания: «Погода на 1 мая удалась очень хорошая. Собрались мы с багажом на Самарку по Садовому спуску человек около 30-ти, пришлось снять три лодки, поехали мы от берега все порознь, а за железнодорожным мостом съехались все и направились на ту сторону. Преследования как будто не было. По приезде на ту сторону сварили чай и стали закусывать. Во время чая один товарищ читал что-то из Бебеля… Несколько товарищей говорили о значении 1 мая, затем спели “Дубинушку” и еще некоторые песни. Потом, как велось тогда, подвыпили и совсем развеселились». Мало что изменилось, согласитесь? Первомай — один из самых популярных советских праздников. Сменив имя, он сохранился и в современной России. Некоторые исследователи усматривают в нём языческие корни, другие подчёркивают его международный характер. Этот праздник никто не пытается отменить, хотя и об истории его мы задумываемся нечасто. Привычные демонстрации — что официозные, что оппозиционные — в этот день не иссякают, но без первозданного азарта. Но для всех нас – это время отдохнуть (или поработать) на даче, совершить маленькое (или большое) путешествие, или провести время с родными. Но любой праздник — это зеркало эпохи. Каким был Первомай в разные периоды нашей истории? И как именно появилось это торжество, какое у него значение?


В истоках праздника — рабочее движение, социальные требования, которые звучали с площадей, создавая проблемы капиталистам и полицейским. Осталась в истории мощная демонстрация австралийских рабочих, состоявшаяся аж 21 апреля 1856 года. День весенний и почти первое мая… Ну а в 1886 году в первомайский день тысячи чикагских рабочих объявили о забастовке. Требовали они в первую очередь 8-часового рабочего дня. Власти США обошлись с рабочими сурово: началась настоящая уличная война с жертвами, война, в которой окрепло профсоюзное движение.

В июле 1889-го в память о чикагских событиях Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня. С тех пор в этот день старались не работать, демонстрируя буржуям силу трудовой солидарности.

Придя в Россию с Запада, праздник и нашёл первый отклик на тогдашней западной окраине империи, в Варшаве. Ветер социализма быстро раздул эту искру в пламя протеста — к концу XIX века стачки и демонстрации рабочих проводились во многих крупных городах от Петербурга до Тбилиси. Не осталась в стороне и Москва.

Почти сразу праздник получил неофициальное название Первомай, а проходящие в этот день мероприятия — маёвки. Правительство пресекало их с помощью армии и полиции, хотя порой вместо шествий устраивались коллективные выезды за город. У власти были причины для беспокойства: разговоры на природе шли отнюдь не о цветочках. Скоро к профсоюзным лозунгам прибавились чисто политические: «Да здравствует республика!», «Долой самодержавие!» и так далее.

Уже тогда агитаторы использовали технические достижения — к Первомаю печатались листовки и специальные выпуски нелегальных газет, внушавшие пролетариям революционные идеи. Неудивительно, что апрельский тезис «Вся власть Советам» громко зазвучал именно 1 мая 1917 года, когда миллионы российских рабочих впервые открыто вышли на демонстрации, не опасаясь расправы.

В России маёвки прижились сразу, однако первые годы оставались традицией узкого круга молодых вольнодумцев. Майские пикники были давней городской традицией. И молодые социалисты в этот день собирались вроде бы для пикника. Так должны были думать жандармы. На самом деле главным блюдом являлся не пирог, а политические речи, притягательно нелегальные. Маёвки стали своего рода инициацией для многих революционеров. Была в них романтика мятежа! Одни песни чего стоили:

День настал весёлый мая,
Прочь с дороги, горя тень!
Песнь раздайся удалая!
Забастуем в этот день!

Первую сибирскую маёвку провёл в 1899 году Владимир Ленин — в ссылке в селе Шушенском. Полиция преследовала «партизан Первомая», но революционная волна только нарастала.

Особенно масштабные первомайские выступления прошли в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и Баку. В те дни на улицах появились революционные лозунги: «Долой самодержавие!» и «Да здравствует республика!». Тогда же началась и Обуховская стачка, через несколько дней переросшая в столкновения с полицией.

Первомай поэтизировали. Он стал символом борьбы за «светлое будущее». Владимир Ленин говорил, что в этот день рабочие ощущают «своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения».

В 1917 году на волне Февральской революции Первомай впервые отпраздновали открыто, с государственным размахом. В демонстрациях участвовали и государственные мужи. Хотя инициативу в те дни перехватили противники Временного правительства, по крайней мере его «правой» части: миллионы рабочих в крупных городах России вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам!», «Долой империалистические войны!».

После Октября этот день стал одним из первых новых государственных праздников. Первоначально он назывался Днём Интернационала, однако прижилось более позднее название — День международной солидарности трудящихся. 1 мая был нерабочим днём с 1918 года. Позже к нему прибавился и следующий день — 2 мая. В 1918 году в Москве на Ходынском поле состоялся и первый армейский первомайский парад. На второй день праздника, как правило, по всей стране проходили маёвки — массовые празднования на природе, а первый день отводили официальным мероприятиям и крупным демонстрациям. Коммунистическая партия стала правящей и единственной, более того — государствообразующей. Поэтому оппозиционный дух праздника выветрился, а первомайские демонстрации с тех пор являлись символом советского патриотизма и верности ленинским идеалам, на которых держался Советский Союз.

Первомай 1920 года пополнил символический ряд праздника незабываемой легендой: Ленин на субботнике. Это не выдуманная история. В тот год праздник решили отметить трудовым почином, и вождь мирового пролетариата наводил порядок в Кремле, ворочая пятиметровые брёвна, разумеется, не в одиночку. Тут вам и демократизм, и живая иллюстрация к принципу «Кто не работает, тот не ест». Позже ленинские субботники в красный день календаря не проводились, хотя сюжет с бревном стал в СССР хрестоматийным.

В 1937 году поэт Василий Лебедев-Кумач и композиторы братья Покрасс написали главную песню праздника.

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!
Солнце майское, светлее
С неба синего свети.
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести.

Ну а дальше начинается куплет, который после ХХ съезда КПСС исполняли только в неофициальной обстановке:

Чтобы ярче заблистали
Наши лозунги побед,
Чтобы руку поднял Сталин,
Посылая нам привет.

В этой песне — дух советского Первомая времён расцвета праздника. Трудно представить себе более бодрящий напев. А в 1964-м появился эпический гимн Первомая — с грозными нотками, с воспоминаниями о жертвах. С тех пор и до 1990-го эта песня Оскара Фельцмана на стихи Льва Ошанина непременно звучала на первомайских торжествах и демонстрациях:

Красная гвоздика —
Спутница тревог.
Красная гвоздика —
Наш цветок.
А знаешь ты, что был он прежде,
Как откровенье, как пароль,
Цветком отваги и надежды
Героев первых красных зорь.

Канон праздника сложился в 1930-е годы, а в 1960-е его в прямом эфире растиражировало телевидение. На демонстрации трудящиеся порайонно рапортовали о трудовых успехах, принимали новые обязательства по перевыполнению плана, заявляли о приверженности курсу партии, давали оценку самым актуальным событиям международной жизни… И всё это — не на скучном заседании и не на обременительном митинге, а под открытым небом, под флагами и транспарантами, на ходу. С улыбкой, как правило, даже с песнями и плясками. Главный лозунг праздника в СССР знали все — «Мир! Труд! Май!». И первого, и второго, и третьего в послевоенные десятилетия было вдоволь. В Москве в эти дни появлялись лотки с сосисками в тесте, не чета нынешним хот-догам. Речь идёт о настоящем тесте и настоящих сосисках, которые быстро разлетались на свежем воздухе.

Узнаваемым символом праздника стала гвоздика. Демонстранты несли огромные муляжи гвоздик, пионеры дарили букеты гвоздик вождям, стоявшим «на вышке Мавзолея». Пожилые, серьёзные вожди расцветали, улыбались, когда им на воротник пиджака прикалывали красный бант… Пионеры получали по коробке конфет и гурьбой убегали под бравурную музыку. Так повелось со сталинских лет: в этот день народ видел своих руководителей в ярком весеннем свете. Конечно, в разговорах и мыслях прорастал скепсис, но оставался и энтузиазм с ощущением всеобщего единения. Из всех советских праздников Первомай был самым мирным. Воспоминания о чикагских расправах постепенно выветрились, а остались ощущение большой дружной страны и вера в то, что когда-нибудь весь мир станет таким же дружным. В крупных областных индустриальных городах праздник отмечали ещё искреннее, чем в Москве. А программа «Время» в те дни начиналась с рубрики «Первомай шагает по стране», то есть с репортажей из Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Риги, Баку и т. д.

Первомай отмечался и во время Великой Отечественной войны, но выходным он был далеко не всегда — в эти годы большинство советских предприятий действовали непрерывно, реализуя лозунг «Всё для фронта, всё для победы!». Митинги проходили прямо на рабочих местах: активисты произносили пламенные речи, брали на себя повышенные обязательства и вдохновляли коллег на трудовые подвиги.

Если же и объявлялся выходной, его использовали в производственных целях — для наведения порядка в цехах, осмотра и ремонта оборудования. Также особое внимание уделяли поддержанию пожарной безопасности и противовоздушной обороны.

Сразу после окончания войны Первомай стал настоящим народным праздником. Да, Главное политуправление Красной армии называло его Днём смотра боевых сил трудящихся и подчёркивало, что победа СССР в войне доказывает преимущество советского строя перед другими формами организации общества. Но программа празднования 1946 года говорит о том, что упор делался на культурные мероприятия.

Городские площади, в первую очередь центральные — площадь Свердлова (сейчас Театральная), Пушкинская, Маяковская (сейчас Триумфальная) и другие, превращались в сцены, где выступали профессиональные артисты и спортсмены. Международный характер праздника подчёркивался широким репертуаром творческих коллективов — они исполняли русские, украинские, молдавские и даже цыганские песни и танцы. Спортсмены, в том числе чемпионы СССР, развлекали зрителей показательными выступлениями в гимнастике, фехтовании, штанге и боксе.

Конечно, агитация и пропаганда продолжались ещё долго. К традиционным демонстрациям нередко привлекали подрастающее поколение. 1 мая 1951 года, к примеру, по Красной площади прошли 1450 пионеров:

«В 10 ч. 45 мин. пионеры были на исходном положении. По Красной площади колонна прошла организованно в следующем порядке: впереди шёл пионер-командир, детский оркестр из 100 чел., после оркестра шла девочка Ира Мельникова 7 лет с букетом цветов и два мальчика, затем основная колонна пионеров. Каждый пионер имел цветы. Дети несли большой портрет товарища Сталина, увитый цветами… Ира Мельникова преподнесла букет цветов товарищу Сталину, сказав при этом: “Это Вам, дорогой товарищ Сталин, от московских пионеров”».

Шло время, сменялись вожди. 1 Мая по-прежнему отмечалось массовыми и помпезными, но всё более формальными мероприятиями. Когда-то гордое понятие «маёвка» стало означать выезд на природу семьёй или большой компанией — уже не для политических бесед, как сто лет назад, а для открытия дачного сезона: люди сажали картошку и жарили шашлыки.

Застой и перестройка подложили бомбу под «лучший в мире» общественный строй. Многие республики, в первую очередь прибалтийские, задумались о выходе из состава СССР. И если официальная власть таким инициативам всячески препятствовала, то широкая общественность им искренне сочувствовала.

Недовольство граждан положением дел в стране ярко выразилось 1 мая 1990 года. В тот день вслед за лояльной демонстрацией профсоюзов на Красную площадь вышла манифестация неформальных общественных организаций — от так называемых клубов избирателей до анархистов. Их транспаранты пестрели антиправительственными лозунгами, а для убедительности участники шествия ещё и скандировали: «Свободу Литве!», «Долой Ленина!», «Долой КГБ!», «Всю власть к ответу!», «Ельцин — президент России!» и тому подобное.

Оценив вотум недоверия, партийное руководство признало своё поражение: руководители КПСС во главе с Президентом СССР Михаилом Горбачёвым покинули трибуны Мавзолея, запланированный военный парад так и не начался.

В 1991 году вместо одной страны на карте появилось пятнадцать. Россия начала сложный переход на демократические рельсы. Несколько лет Первомай сохранял яркий политический оттенок: наиболее активные манифестации устраивали оппозиционные организации, в числе которых теперь оказалась и коммунистическая. В 1993 году одно из таких шествий закончилось трагически: при столкновении демонстрантов с сотрудниками ОМОН на Ленинском проспекте пострадали несколько сотен человек (точные цифры так и не были установлены).

Как гласит старинная китайская пословица, хочешь изменить сущность — измени имя. С 1992 года 1 Мая в России называется Праздником Весны и Труда, и каждый волен отмечать его по своему усмотрению (в рамках закона, разумеется). Массовые демонстрации профсоюзов, политические и околополитические шествия никуда не делись, но перевес всё-таки на стороне концертов, фестивалей и прочих развлекательных мероприятий.

А как у них?

Первомай изначально широко отмечался во всех государствах. С течением времени в некоторых странах он приобрел совершенно новое значение, а кое-где и вовсе в этот день отмечают другие праздники.

В Финляндии в первый майский день празднуют так называемый карнавал студентов. Проще говоря, это день учащихся. 30 апреля в учебных заведениях всей страны официально проходят последние занятия, и счастливые студенты начинают отмечать это событие на площади у памятника девы Хавис Аманды.

День труда 1 мая ежегодно отмечается в Германии, некоторых регионах Швейцарии и на территории Австрии. Праздник считается официальным выходным. Каждый немецкий город может самостоятельно выбирать название для торжества. Политические митинги и шествия, начинающиеся с самого утра – обычное явление.

В Ирландии на Первомай принято завязывать на ветви боярышника красные ленты. Именно это дерево считается символом 1 мая в стране. Во время привязывания ленточки принято загадывать желания. Считается, что после такого ритуала сбудется даже самая заветная мечта.

Примечательно, что в Великобритании в первый понедельник мая празднуется May Day – это торжество, посвященное приходу весны. Отмечают его весело, ярко и с размахом. Народные гулянья сопровождаются выступлениями жонглеров и музыкантов, танцами. Также есть традиция установки Майского дерева.

Однако есть и те, кто предпочитает отмечать 1 мая День труда, ссылаясь на исторические и политические корни праздника. Как правило, это британские профсоюзы и члены лейбористской партии. Они устраивают шествия с традиционной символикой.

Островное государство Гавайи в первый день мая отмечает День цветочных гирлянд. Местное население плетет венки и гирлянды на шею из цветов. В этот праздник жители выражают благодарность матери-природе за окружающую красоту.

Интересный факт: на первое мая у многих народов есть удивительные традиции. Например, испанцы дарят своим женщинам весенние цветы, а французы — ландыши. Голландцы устраивают фестиваль тюльпанов, а шведы обязательно должны избавиться от мусора в это время. Греческие девушки, если хотят быть счастливыми, выходят в парки и собирают букет из первых весенних цветов, чтобы потом сплести венок на удачу.

Конечно, день труда есть в каждой стране мира, просто отмечается он в другие даты. К примеру, первый понедельник сентября – день труда у американцев, а в первый понедельник марта его празднует Австралия.

Во многих странах имеется интересная традиция, связанная с майским деревом. Каждый народ реализует ее по-своему. Например, немцы устанавливают такое дерево на главной городской площади. Его принято украшать различными способами – все зависит от региона: лентами, самодельными декорациями из бумаги, картона и т.п.

Когда День труда отмечают в других странах?

Соединенные Штаты Америки – первый понедельник сентября. Свою историю День труда в Америке начал с 1882 года, а спустя 12 лет стал официальным праздником в 50 штатах страны. Помимо своего основного значения, сегодня он олицетворяет собой конец лета и начало осени.

Япония – 23 ноября. До того, как началась Вторая мировая война, в этот день в Японии проводился древний ритуал, когда император совершал первые подношения риса богам Неба и Земли. В 1948 году был введен День благодарности труду или Кинро. В далеком прошлом в этот день японцы благодарили высшие силы за хороший урожай, сегодня же это просто повод отметить трудовые достижения.

Иран – 26 августа. Праздник был учрежден в 1981 году во времена президента Мохаммада Али Раджаи. Тогда страна находилась в упадке, и этот праздник ввели для поддержки и мотивирования рабочих к достижениям новых трудовых показателей. В наше время в День трудящихся в Иране проводят концерты, посвященные празднику, и награждают заслуженных работников.

Финляндия – 30 апреля/1 мая. В столице начинают праздновать уже с вечера последнего дня апреля. Ровно в шесть часов вечера на голову памятника нимфы Хавис Аманды надевают фуражку белого цвета. После этого все присутствующие студенты также надевают эти головные уборы и начинают веселиться.

Редакция “Гардинфо” поздравляет всех с наступающим Праздником весны, мира и труда! Пусть он придаст новых сил, энергии и бодрости, а после него работа не будет в тягость! От всей души желаем вам неиссякаемого оптимизма, терпения, правильных решений и дальнейшей плодотворной деятельности! Крепкого здоровья, благополучия и удачи во всех начинаниях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *