«Охрана из серии “ни украсть, ни покараулить”»: генерал ФСБ указал на «мертвую зону» теракта в «Крокусе»

По словам генерал-майора ФСБ в отставке Александра Михайлова, любой подобный культурно-зрелищный объект имеет так называемый паспорт безопасности. В рамках этого паспорта определяются угрозы и, самое главное, — расчет сил и средств для обеспечения охраной помещения, имущества и, может быть, пропускного режима, пишет МК.


— По моему глубокому убеждению, вся охрана, которая у нас сейчас есть, — это из серии «ни украсть, ни покараулить». Когда речь идет о том, чтобы остановить злоумышленников, то никакая охрана не может этого сделать. Первыми, кого убивают, — это как раз охрану.

Михайлов напомнил, что в СССР охрану тех же спортивных мероприятий осуществляли внутренние войска совместно с милицией.

— Внутренних войск задействовали огромное количество. А потом это дело переиграли — переложили на плечи охраны. Наблюдение за обстановкой на трибунах — на так называемых стюартов, — констатировал эксперт.

Он считает, что в современных реалиях снова задействовать ту же полицию просто нереально: безопасность всей Москвы обеспечивает всего 58 тысяч сотрудников полиции.

Михайлов отметил, что группа террористов, напавшая на «Крокус», находилась в так называемой «мертвой зоне» — не была в системе контрразведывательного обеспечения.

— Если группа не ликвидирована на стадии замысла или подготовки, то она находится в «мертвой зоне». Если она не находится в поле зрения, то кого разрабатывать? Поэтому ситуация, которая произошла, с точки зрения результата оказалась предсказуемой.

Эксперт напомнил, что впервые такими малыми силами, за такой короткий промежуток времени был нанесен такой тяжелый урон.

— Теракты в Беслане, Буденновске, театральном центре на Дубровке осуществляли более серьезные группы — от 20 до 60 человек, и сама террористическая операция продолжалась двое-трое суток. Здесь всего четыре человека, 18 минут и гора трупов… Вывод можно сделать один: ужесточать контрразведывательный режим. Хотя мне неловко говорить своим коллегам об этом, которые работают без выходных и отпусков. При этом надо заметить — они не зря свой хлеб едят. На протяжении последнего времени было ликвидировано огромное количество террористических, диверсионных, шпионских ячеек.

А вот что рассказал «МК» исполняющий обязанности директора ЧОП «Империя безопасности» Евгений Жакулин (несколько месяцев назад его ЧОП охранял центр на Дубровке):

— Работа ЧОПа начинается с заключения контракта с заказчиком. Каждый объект с массовым скоплением людей имеет свою категорию по паспорту безопасности. Например, театр попадает под первую категорию.

Сотрудник ЧОПа должен иметь 4–5-й разряд частного охранника. Есть случаи, где нет разряда, тогда сотрудники работают нелегально. На вооружении должна быть резиновая дубинка, наручники БРС-2, рация для взаимодействия друг с другом, в обязательном порядке — наличие тревожной кнопки. Она находится на посту у охранников, администраторов, операторов видеонаблюдения, начальника службы безопасности. Обязательно должна быть кнопка вызова у каждого охранника!

— Как выглядит кнопка?

— Как ключ для открытия домофона, гаражных ворот, сигнализации на машину. Размер небольшой.

— Как организована работа ЧОПа и заказчика на масштабном мероприятии?

— К каждому мероприятию прорабатывается свой алгоритм работы. На больших мероприятиях увеличивается штат сотрудников ЧОПа и выставляются группы быстрого реагирования — ГБР — на транспортном средстве. Вооружены они служебным оружием — винтовками ИЖ-71 или «Сайга». В обязанности ГБР входит дежурство у входа, наблюдение по периметру охраняемого объекта, оказание помощи в урегулировании любых конфликтов и противоправных действий. Группу быстрого реагирования выставляет непосредственно ЧОП. В техническом задании в контракте или договоре прописывают наличие ГБР, время ее прибытия — минимум в течение 5 минут. Весь огонь должны принять именно они.

— Кто первым должен был оповестить о теракте в «Крокусе»?

— Первый человек, который увидел террористов, это, конечно, охранник у монитора — оператор видеонаблюдения.

— Сколько человек должны обеспечивать безопасность на таком концерте, где примерно 6 тысяч зрителей?

— Около 25 человек.

— Вы бы взяли «Крокус» на охрану?

— Нет, конечно. Заказчики на таких объектах «зажимают» деньги. Согласно 45-му приказу Росгвардии цена суточного поста — 200 тыс. рублей, что редко соблюдается заказчиком. Плюс увеличенная ставка начальника смены и прочие стимулирующие для сотрудников ЧОПа выплаты.

— Можете оценить действия ЧОП в «Крокусе»?

— Положительный момент — сотрудники ЧОПа принимали участие в эвакуации людей, что и прописано в инструкции. Огромный минус — это отсутствие группы быстрого реагирования.

Экс-директор Софии Ротару Сергей Лавров проводил концерты в «Крокус Сити» регулярно. Он уверил «МК»: артисты считали, что безопасность гарантирована.

— Вооруженной охраны на концертах нет не только в «Крокусе», — говорит Сергей. — Я 25 лет работаю в шоу-бизнесе и могу сказать, что ее нет нигде. При этом самая строгая охрана всегда была в Кремлевском дворце и в «Крокусе». Списки всех людей, которые могут пройти за кулисы во время концерта, нужно было подавать минимум за неделю, а вообще — за месяц до даты выступления. Соответственно, если Иосиф Пригожин или Филипп Киркоров хотели провести на своем концерте гостя за кулисы, в «Крокусе» это было сделать невозможно. Почему тогда и случилась проблема у Филиппа? Помните, его не пускали за кулисы, и он был вынужден отшвырнуть охранника, после чего тот упал. Во время концерта всем членам коллектива надевали специальные браслеты. Так называемый браслет-«вездеход» был только у двух-трех человек. Как правило, у самого артиста и директора коллектива. В лучшем случае могли дать еще один «вездеход».

В «Крокусе» при организации концерта ты должен был заключать сразу несколько договоров. Один — на аренду зала. Другой — на дежурство «скорой помощи». Его стоимость, по моим данным, варьировалась от 30 до 70 тысяч рублей. Без кареты с медиками провести концерт было невозможно. мя выступления дежурила «скорая помощь». Отдельный договор был на охрану. В «Крокус Сити» она была самая дорогая из всех российских городов. Платили все артисты, которые хотели там выступать. Охрана стоила, по моим данным, от 200 тысяч рублей и выше. Чтобы вы понимали, в других городах контракт с ЧОП в среднем стоит 15–20 тысяч. Да что там говорить! В городах аренда зала стоит от 40 до 60 тысяч рублей. А в «Крокусе» минимум двести тысяч рублей нужно было отдать только за охрану! Артисты платили и были уверены, что безопасность на высшем уровне гарантирована.

КСТАТИ

7 октября 2016 года в одном из туалетов «Крокуса» было обнаружено взрывное устройство средней мощности. Оно было вмонтировано в стену и снабжено поражающими элементами. Приводилось в действие устройство по радиосигналу. В те дни в «Крокусе» проходила международная выставка «Агросалон». Спустя месяц подозреваемого задержали. 30-летний житель Подмосковья заявил, что действовал по заказу, за вознаграждение, и пронес бомбу по частям. Владелец «Крокус Сити Холла» Арас Агаларов пояснил, что его шантажировал некий вымогатель, требуя выплатить 2 миллиона долларов. Возможно, он таким образом хотел надавить на бизнесмена.

фото на превью: 12-kanal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *