4 ноября Россия в 19-й раз отметит День народного единства — самый молодой из государственных праздников. Он не должен восприниматься абстрактно, это не просто выходной день. Он — связующее звено с нашей историей. О том, почему эта дата заняла достойное место в календаре, что способствует, а что мешает единению общества, «АиФ» рассказал историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история» Александр Мясников.
Полезный праздник
Виталий Цепляев, aif.ru: Александр Леонидович, до 1996 года в начале ноября мы праздновали День Октябрьской революции, потом — День согласия и примирения, а с 2005 года — День народного единства. Прижился ли новый «красный день календаря» или для многих это просто лишний выходной?
Александр Мясников: Государственные праздники у нас стал вводить ещё Пётр I. При нём появились День победы (после Полтавской битвы), День военно-морского флота… Пётр хотел создать праздники, которые бы объединяли всех жителей России, независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения. Важность таких праздников понимали и большевики. Правда, многие из введённых ими «красных дат» не прижились — например, День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта)… Что же касается идеи праздновать День народного единства, то эта идея мне кажется удачной, потому что она следует петровской традиции. Этот праздник в календаре останется.
Если бы не князь Пожарский и «посадский человек» Кузьма Минин, история России могла бы пойти совсем иным путём.
— Притом что в его основе лежит событие более чем 400-летней давности — освобождение Москвы от поляков в 1612 году?
— Событие действительно давнее, но исключительно важное для становления российской государственности. Между прочим, именно в том году, задолго до Керенского, у нас возникло первое временное правительство во главе с князьями Трубецким и Пожарским. Из представителей всех сословий был созван Совет всея земли, которому предстояло выбрать нового царя. Кстати, подобная модель демократии — избрание выборщиков, которые выбирают главу государства, — позже прижилась в США.
Когда-то Александр III сказал, что нас все боятся в силу нашей огромности. Но можно сказать, что эта огромность — испытание и для нас самих, -— АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ, ИСТОРИК
Есть и ещё одна деталь, которая рифмуется с сегодняшними событиями. Ведь в 1612 году русские ополченцы выгнали из Кремля не только поляков, но и французских мушкетёров, и немецких наёмников, которых наняла Семибоярщина. Они были профессионалами военного дела, поэтому выбить их было не так-то просто.
Сила коллективизма
— Имеет ли народное единство сегодня особую значимость?
— Что мы подразумеваем под единством? Это понятие, противоположное индивидуализму, которым мы заразились в эпоху построения капитализма, когда главное было заработать денег, стать успешным — неважно, какой ценой. А ведь Россия всегда была жива и сильна своим коллективизмом. В одиночку на нашей территории было не выжить. Кроме того, тут бок о бок жили люди разных национальностей, и веками сложилось уникальное многонациональное единство, скрепляемое общей государственностью.
— Можно ли сказать о том, что единство народа достигнуто и оно не «бумажное», настоящее?
— С февраля прошлого года многое в этом смысле изменилось. И мы видим, например, массовую поддержку действий нашей армии, поддержку присоединения новых территорий к России. Открывая филиалы нашего проекта в Луганске и Мелитополе, мы общались там с учителями. Честно скажу: таких людей я больше нигде не встречал — до такой степени открытых, заинтересованных в понимании нашей общей истории. Я был просто потрясён.
— Что людей объединяет, понятно. А что разделяет? Например, огромное материальное расслоение вряд ли способствует единению…
— Конечно, и не только оно. Когда-то Александр III сказал, что нас все боятся в силу нашей огромности. Но можно сказать, что эта огромность — испытание и для нас самих. Потому что жители, к примеру, Омска и Калининграда живут по-разному. Как по-разному живут жители крупных городов и сельской глубинки. Есть масса вещей, которые нас разделяют, причём буквально. Взять хотя бы плохие дороги. Добраться из одного конца страны в другой — проблема! В этих условиях объединять нас может только какая-то внятная сверхидея, единая цель: что нужно сделать, чтобы жизнь в стране стала лучше. И общая работа на достижение этой цели.
Советская власть пала, когда оказалось, что партийная номенклатура живёт своей жизнью, а простые люди — своей, что государство оторвалось от людей.
— АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ, ИСТОРИК
Без единомыслия
— Недавно один из депутатов заявил, что несогласных с действиями власти «нужно изолировать или уничтожить». Как вам такой способ добиться единства?
— Иначе как дикостью я это назвать не могу. Оппозиция, несогласные есть в любом обществе, и в этом нет ничего страшного. Ещё в XIX веке Козьма Прутков высмеивал желание ввести указом единомыслие в России. Видимо, некоторые депутаты взяли на вооружение эту старую идею. Но никакого единомыслия быть не может. А вот что может объединять всех людей — это понимание, что государство существует для них, а не наоборот. Советская власть пала, когда оказалось, что партийная номенклатура живёт своей жизнью, а простые люди — своей, что государство оторвалось от людей. Нам нужно укреплять, культивировать понятие государственности. А она держится на двух вещах — на законах и на армии. Так считал ещё Гай Юлий Цезарь.
4 ноября русским войскам под предводительством Минина и Пожарского удалось прорвать оборону польско-литовского гарнизона. А через несколько дней вражеские знамёна были брошены в грязь.
— Некоторые политики на Западе рассуждают о том, что распадом СССР дело не ограничится, мол, Россия тоже рано или поздно утратит единство. Что бы вы ответили на это?
— Расколоть Россию наши противники пытались давно. В роли кувалды использовалась то османская Турция, то нацистская Германия… А сегодня эту роль играют наши безумные братья на Днепре. Я делал выставку, посвящённую современной Украине, и читал русофобские учебники, по которым там учат детей, — это просто уму непостижимо, что там написано! Но если знать, что все эти учебники писали вовсе не в Киеве, а в Украинском научном институте при Гарвардском университете, работающем в Британии с 1973 года, то всё встаёт на свои места. Политика перепрограммирования мозгов проводилась десятки лет. Нам просто надо понимать, с кем и с чем мы имеем дело, и защищать свою государственность всеми возможными средствами.
КСТАТИ
Большинство российских граждан не знают об истоках Дня народного единства. Только 28% респондентов правильно указали, что праздник связан с объединением народа с целью изгнания польских захватчиков из Московского Кремля в 1612 году, показало исследование «Фидбэк». Об этом сообщает pln-pskov.ru.
Еще 42% убеждены, что День народного единства не связан ни с каким историческим событием, а направлен на повышение уровня единства и сплоченности населения. Велика также доля тех, кто связывает праздник с событиями Великой Отечественной Войны (17%).
Вопрос о символике Дня народного единства вызвал затруднение у респондентов. Лишь 20% опрошенных ассоциируют праздник с памятником Минину и Пожарскому (главные участники событий 1612 года). Можно утверждать, что главной ассоциацией является объединение народов. Этот вариант выбрали 38% респондентов, пишет «Газета.Ru».
«У общества есть определенный запрос на реформацию ценностей, которые связаны с государственными праздниками. В такое непростое время каждый вкладывает собственный смысл в идеологию народного единства. Такие решения еще не принимаются на высшем государственном уровне, общество уходит в народный фольклор и самостоятельно героизирует события нашего времени. Именно поэтому важно сформировать восприятие праздника, востребованное у каждого гражданина страны. То же самое касается и новых символов праздника, ассоциация с которыми должна быть актуальной и понятной для восприятия», — прокомментировал генеральный директор центра «Фидбэк» Дмитрий Фисун.
При этом граждане считают День народного единства одним из важнейших государственных праздников. 78% респондентов ответили, что праздник является значимым для страны, кроме того, он входит в топ-3 ключевых государственных дат, по мнению опрошенных, после Дня России и Дня флага.
По мнению аналитиков «Фидбэк», малая информированность о мероприятиях, а также отсутствие каких-либо уникальных атрибутов праздника являются одними из главных причин низкой популярности Дня народного единства у россиян.
50% опрошенных отметили необходимость улучшения информированности об истории и традициях праздника. Это говорит о том, что гражданам не хватает осведомленности о самой специфике праздника, а следовательно, нет четкого понимания, почему и что праздновать.
Примечательно, что повышение информированности о праздничных мероприятиях собрал меньшее количество ответов — 11%. Обществу куда важнее понимать суть праздника, чем посещать мероприятия.
Еще 10% респондентов убеждены в том, что улучшать нечего, и их устраивает уровень празднования Дня народного единства в нынешнем виде. 9% анкетируемых хотели бы, чтобы был еще один официальный выходной день. Такое же количество респондентов (9%) затруднились ответить. Лишь для 8% граждан не хватает праздничных мероприятий в этот день. Создание и увеличение уникальной символики праздника оказалось наименее значимым изменением для респондентов — данный вариант выбрали 3% опрошенных.
Большинство (54%) уверены, что праздновать его стоит вне зависимости от социально-политических событий. Однако очевидна потребность в ребрендинге и более единой и близкой россиянам системе символики, чтобы сформировать четкое понимание значения и истоков Дня народного единства у граждан.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
В 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этому событию предшествовали годы Смуты – тяжелого, кризисного периода в истории России, наступившего в конце XVI века. После смерти сына Ивана Грозного Федора Иоанновича династия Рюриковичей пресеклась. Страну охватили политические распри, ударил экономический кризис. Несколько раз за «чудом спасшегося» наследника – Дмитрия Ивановича – выдавали себя самозванцы, которых активно поддерживали поляки. Увы, Лжедмитрии были не единственной проблемой Смутного времени. Народ нищал, боярские группировки боролись за власть, шведские и польские интервенты пользовались слабостью страны и захватывали русские земли. Ценность человеческой жизни резко снизилась – всюду процветали грабежи и разбои.
Многие современники Смуты утратили веру в то, что русский народ сможет собраться с силами и преодолеть беспрецедентные трудности. «Пресветлому Московскому царству» пришел конец – это печальное утверждение казалось тогда свершившимся фактом. В 1610 году власть захватила «Семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским. Бояре пустили в Кремль польские войска и планировали передать престол королевичу Владиславу – сыну Сигизмунда III. Чем это грозило России, догадаться нетрудно. Утратив независимость, она фактически вошла бы в состав Речи Посполитой или находилась бы в статусе вассального государства. Находившиеся в Москве поляки ясно давали понять, какая незавидная судьба ждет русский народ.
Когда надежда на избавление от интервентов была почти утеряна, к людям обратился патриарх Гермоген. Он призвал русских встать на защиту православной веры и изгнать захватчиков из столицы. Поляки заключили Гермогена под стражу в Чудовом монастыре и требовали отказаться от дерзких слов, но патриарх твердо стоял на своем. Освобождения Москвы от врага он, к сожалению, не дождался: в феврале 1612 года патриарх Гермоген скончался от голода в заточении. Однако его самоотверженный призыв был услышан соотечественниками. Началась подготовка к изгнанию интервентов из столицы.
Первая попытка побороть интервентов потерпела неудачу. Народное ополчение 1611 года под командованием Прокопия Ляпунова распалось из-за конфликта между дворянами и казаками. Тогда нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать новое ополчение. «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело», – сказал он. На пост главного воеводы пригласили князя Дмитрия Пожарского. Так у Второго ополчения появилось два достойных предводителя, избранных народом: Пожарский отвечал за военное дело, Минин – за казну.
Под знаменами Второго ополчения выступило войско. Служилые люди, казаки, стрельцы и крестьяне собирались вместе выбить противника из Первопрестольной. По тем временам их общие силы считались весьма внушительными: на Москву двигались десятки тысяч вооруженных людей, готовых отдать жизнь за Родину. «Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одной мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства», – писал историк XIX века Иван Забелин. К Москве войско подступило 20 августа 1612 года. Началась битва с поляками. Враг отчаянно сопротивлялся; на помощь Сигизмунду III пришел гетман Ходкевич, но был разбит за пять дней. Тем не менее борьба продолжалась еще на протяжении двух месяцев. Воины Дмитрия Пожарского заняли Китай-город в 20-х числах октября. Официальной датой освобождения Москвы от польских интервентов считается 4 ноября (по новому стилю) 1612 года.
Победа над поляками стала первым и самым важным шагом на пути возрождения российской государственности. Зимой 1613 года состоялся Земский собор с участием представителей всех сословий. В столицу прибыли дворяне, бояре, духовенство, казаки, стрельцы и черносошные крестьяне. Предстояло избрать нового царя. Среди предложенных кандидатур значился, между прочим, и Дмитрий Пожарский, однако он отказался от такой чести. Кандидатурой, наиболее приемлемой для всех, стал Михаил Федорович Романов – сын митрополита Филарета и дальний родственник Рюриковичей. Так началась история правления новой династии российских царей. Молодому государю еще немало предстояло сделать. Экономика нуждалась в скорейшем восстановлении, на границах было неспокойно. И все же внутри страны междоусобицы и распри прекратились. Осознав их губительность, народ объединился ради счастливого будущего России. В память о героических событиях 1612 года в Москве был заложен храм Казанской иконы Божией Матери. Действует он и в наши дни. По распоряжению Михаила Федоровича в день изгнания интервентов из столицы провели крестный ход.
Впервые нерабочим днем праздник Народного единства стал в годы правления Павла I. Этот день внесли в число «табельных». При Александре I в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Установить его планировалось к двухсотлетнему юбилею изгнания из России поляков, но планы нарушила Отечественная война 1812 года. Памятник создавался на народные деньги – их собирали, как и в Смутное время собирали средства на ополчение. Скульптор Иван Мартос был твердо уверен, что монумент следует поставить в самом сердце столицы, лицом к Красной площади. У подножия памятника установлена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». На открытие собрался весь город. По воспоминаниям современников, деревья, крыши и даже кремлевские башни были усыпаны народом, когда под барабанную дробь с монумента сняли покрывало.
День народного единства ежегодно отмечали вплоть до Октябрьской революции. Вновь к славной традиции обратились уже в современной истории: семнадцать лет назад праздник был учрежден на официальном уровне соответствующим федеральным законом. С 2005 года День народного единства празднуется по всей России в память о далеком, но на многие столетия определившем ход отечественной истории подвиге наших предков из XVII века.
источник: история.рф
Уважаемые читатели, дорогие друзья! Примите поздравления с Днем народного единства!
Этот праздник стал неотъемлемой частью российской истории, олицетворением сплоченности народа, символом беззаветной преданности Отечеству, данью уважения славному прошлому нашего Отечества и символом веры в его завтрашний день.
Он позволяет вспомнить и оценить преимущества единства и взаимопонимания и вдохновляет нас на единение вокруг общих целей, во имя укрепления российской государственности. Славные и героические свершения наших предков всегда будут служить нам примером сплоченности и солидарности.
Пусть не только этот праздник, а каждый день жизни станет для всех нас – днем взаимопонимания, милосердия, патриотичного настроя на созидательные дела во благо Отечества. Желаю всем счастья, мира и согласия.
Пусть радость и покой живут в каждом доме!