В статье представлены новые технические средства обнаружения на основе различных физических принципов, предназначенные для охраны картин и иных музейных экспонатов, а также описаны предпосылки их создания и основные отличительные особенности.
Новые технические средства обнаружения повышают надежность защиты объектов культурного наследия
По данным пресс-центра МВД России, опубликованным в средствах массовой информации в 2020 г.1, на территории Российской Федерации похищенными числятся свыше 77 тыс. предметов, имеющих культурную ценность, причем во многих случаях речь идет не просто о неких дорогостоящих предметах, а об историческом и культурном наследии национального, а нередко и мирового масштаба.
В связи с этим проблема повышения эффективности обеспечения защиты музейных экспонатов, особенно картин, антиквариата и других ценных предметов, выставляемых для открытого просмотра, в настоящее время является особенно актуальной и требует принятия адекватных мер, в том числе в области создания новых технических средств обнаружения, способных повысить надежность защиты объектов культурного наследия от преступных посягательств.
Ключевые требования к средствам обнаружения для защиты картин
Правительством Российской Федерации2 перед Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации была поставлена задача создания современной отечественной системы охраны музейных предметов. в связи с этим по поручению Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) Росгвардии специалистами ФКУ «НИЦ Охрана» Росгвардии совместно с ведущими предприятиями промышленности в кратчайшие сроки были разработаны и освоены в серийном производстве специальные малогабаритные беспроводные средства обнаружения (охранные извещатели), предназначенные для защиты от краж экспонируемых картин, иных музейных и выставочных предметов, размещенных для открытого просмотра, в том числе при помощи подвесных систем3.
Важно отметить, что перед разработкой таких средств обнаружения специалистами ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии были проведены консультации с руководителями и специалистами служб безопасности крупных федеральных музеев и картинных галерей (Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
В результате были выработаны следующие ключевые требования к средствам обнаружения (СО) для защиты картин:
- Автономное электропитание и передача извещения о тревоге на средства сбора и обработки информации по беспроводному каналу связи (радиоканалу). Это требование обусловлено тем, что музейные экспозиции во многих случаях располагаются в зданиях, являющихся памятниками архитектуры, где прокладка кабельных линий связи затруднена или невозможна (запрещена).
- Возможность защиты картин и других музейных экспонатов, закрепленных как на капитальных строительных конструкциях, так и на подвесных системах, а также на некапитальных конструкциях (выносных стойках, подиумах и т.д.).
- Малогабаритный корпус неброского вида (желательно серого или черного цвета), не нарушающий общий вид экспозиции.
- Помехоустойчивость при случайных (неумышленных) воздействиях со стороны посетителей или сотрудников музеев, в том числе при колебаниях некапитальных конструкций, на которых могут быть закреплены картины или установлены охраняемые экспонаты.
- Возможность крепления на задней стороне рамы картины или под карнизом. В случае крепления СО на задней стороне рамы картины его толщина должна быть минимальной.
- Наличие световой индикации и звуковой сигнализации (с функцией отключения).
- Возможность замены элементов питания СО без демонтажа (снятия) картины с несущей конструкции или подвесной системы.
- Как можно более широкий диапазон габаритов и массы охраняемых картин.
Способы обнаружения
Исходя из описанных требований, для создания новых СО были выбраны два физических принципа обнаружения несанкционированных воздействий на охраняемую картину (музейный или выставочный экспонат), а именно:
- тензометрический (обеспечивает обнаружение изменения веса картины, закрепленной при помощи подвесной системы);
- инерционный (обеспечивает обнаружение изменения положения охраняемой картины или иного музейного экспоната в пространстве независимо от способа их крепления).
Каждый из указанных принципов обнаружения имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Отличительными особенностями тензометрического СО являются повышенная помехоустойчивость, раннее обнаружение несанкционированного воздействия на охраняемый предмет, возможность охраны одним СО нескольких картин, размещенных на общей подвесной системе.
Однако применение данного принципа обнаружения накладывает ограничения по массе охраняемых экспонатов.
При этом инерционное СО обладает большей универсальностью, подходит для различных способов крепления картин (как с помощью подвесных систем, так и непосредственно на несущей конструкции), имеет малые габариты и обеспечивает простоту скрытой установки, а также возможность охраны экспонатов без ограничений по массе.
Таким образом, в зависимости от конкретных условий эксплуатации есть возможность выбора наиболее оптимального СО или (в особых случаях, связанных с повышенным риском) можно использовать оба СО.
Особенности монтажа
Инерционное СО устанавливается в разрыв подвесного троса охраняемой картины и не требует непосредственного крепления на картину или иной охраняемый экспонат. Преимуществом данного СО является то, что оно не реагирует на помехи, вызываемые смещением картины, например под воздействием сквозняков или из-за вибрации несущей конструкции (особенно актуально для временных экспозиций). На 26-й международной выставке технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты Securika Moscow по итогам конкурса «Лучший инновационный продукт» тензометрический извещатель для охраны картин был признан одним из передовых достижений в индустрии безопасности за 2021 г.
Для функционирования инерционного СО используется трехосевой акселерометр, реагирующий на попытку изменения местоположения охраняемой картины или иного музейного предмета в пространстве. Кроме того, в этом СО применяется магнитоуправляемый канал обнаружения, предназначенный для защиты охраняемых конструкций от несанкционированного открывания, и может использоваться, например, для блокировки киотов, витрин и других замкнутых конструкций в целях защищенного экспонирования особо ценных предметов.
При использовании для охраны произведений живописи данное СО устанавливается, как правило, на раму охраняемой картины с тыльной стороны.
Оба представленных СО имеют автономное электропитание от гальванических элементов, формируют и передают извещения о тревоге, а также другую служебную информацию по радиоканалу на расстояние до 100 м в условиях прямой видимости. В них применяется световая индикация и звуковая сигнализация (с возможностью отключения).
Для постоянных и временных экспозиций
Таким образом, новые СО позволяют обеспечить безопасность картин, иных музейных и выставочных экспонатов, в том числе во время работы музея или выставки, не ограничивая посетителей в желании максимально близко рассмотреть произведения искусства4.
При этом использование беспроводных технологий для передачи информации о тревожных событиях и автономное электропитание позволяют применять данные СО для охраны как постоянных (основных) музейных экспозиций (в том числе в зданиях, являющихся памятниками архитектуры), так и временных выставок произведений искусства.