Третий рубеж охраны музейных экспонатов. Проблемы, решения, перспективы

Проблема эффективности обеспечения противокриминальной защиты музейных экспонатов, особенно картин, антиквариата и других ценных предметов, выставляемых для открытого просмотра в музеях и выставочных залах, активно обсуждается как в экспертном сообществе, так и на самом высоком правительственном уровне. Причиной такой активизации стала скандальная кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в 2019 г. Как избежать подобных инцидентов в будущем? Есть ли сегодня технические средства, с помощью которых можно было бы надежно защитить картины и другие музейные ценности от преступных посягательств, особенно в условиях свободного доступа посетителей? В каком направлении идет развитие таких систем? На эти и другие вопросы отвечает коллектив авторов ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии.


Дерзкая кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в прошлом году вызвала широкий общественный резонанс. И это неслучайно. По данным департамента музеев Минкультуры России, оценочная стоимость картины составляет порядка 12 млн рублей. Похищена картина была буквально на глазах у посетителей, как в известной комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». К счастью, картину нашли, преступника задержали, но стало понятно: надо срочно что-то делать с безопасностью объектов культуры, тем более что громкие кражи ценных полотен (стоимостью многие миллионы рублей) из российских музеев и картинных галерей совершались и ранее. Так, например, в 2015 г. в Калужской области из Тарусской картинной галереи были похищены картины Ивана Айвазовского, Василия Поленова и неизвестного художника общей стоимостью 7,5 млн рублей. А годом ранее из Плесского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника были украдены пять картин Исаака Левитана общей стоимостью порядка 77 млн рублей. И так каждый год: кто-то кое-где у нас порой что-то да похищает из музея, причем не всегда правоохранительным органам удается найти преступников и вернуть похищенные ценности.

А ведь речь идет не просто о каких-то дорогостоящих предметах, а об историческом и культурном наследии страны. Так что вопрос стоит не только об имущественной безопасности, но и об ответственности перед сегодняшними и будущими поколениями.

Специфика охраны объектов исторического и культурного наследия

Поиск эффективных технических решений по обеспечению защиты музейных ценностей от криминальных посягательств в профессиональных кругах ведется с давних пор и имеет перспективу долгосрочного сотрудничества. Ведь с одной стороны в этом противостоянии злоумышленники, которые ищут слабые места в системе безопасности и совершенствуют свое криминальное мастерство, а с другой – разработчики и производители средств обнаружения, перед которыми стоит задача создать такие извещатели, которые могли бы распознать действия самого хитроумного нарушителя, причем желательно на ранней стадии, и мгновенно подать сигнал тревоги с указанием необходимой информации для службы реагирования. При этом создание средств обнаружения, предназначенных для применения на объектах, относящихся к памятникам истории и культуры, сопряжено с целым рядом дополнительных трудностей.

Это связано с тем, что многие музеи, картинные галереи, соборы, храмы и другие объекты исторического и культурного наследия расположены в зданиях, которые сами по себе относятся к памятникам истории и культуры. нанесение какого-либо ущерба этим зданиям законодательно недопустимо. По этой причине любые электромонтажные работы, которые проводятся в таких исторических зданиях, будь то прокладка кабельных линий связи или установка (монтаж на стене, потолке, других строительных конструкциях) какого-либо охранного оборудования – довольно сложный и затратный с точки зрения организации работ процесс, вплоть до необходимости выполнения реставрационных работ после монтажа системы охраны.

Для того чтобы определить наиболее правильные и эффективные способы решения этой проблемы, необходимо обратиться прежде всего к нормативным документам.

Требования Минкультуры России

Основным нормативным документом по данному вопросу являются Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации № 664 от 8 ноября 2000 г. Согласно этим требованиям, в интерьерах таких зданий допускается размещение малогабаритных охранных извещателей при условии, что их установка не искажает здания или помещения и не вызывает порчи отделки интерьеров и конструктивных элементов. При этом экспозиционные залы должны быть оборудованы тремя рубежами охранной сигнализации с блокировкой отдельных экспонатов, витрин и отдельных зон. Что касается средств тревожной сигнализации, то предпочтительным является использование носимых устройств, работающих по радиоканалу.

В настоящее время на рынке технических средств безопасности представлены различные системы охранной сигнализации (интегрированные системы безопасности), позиционирующиеся как системы охраны музеев, а также «самостоятельные» охранные извещатели с универсальным интерфейсом, которые могут решить отдельную задачу, в зависимости от принципа действия и функциональных возможностей. Чтобы ответить на вопрос, в полной ли мере они отвечают нормативным требованиям Минкультуры России и учитывают ли особенности организации охраны музейных ценностей в исторических зданиях, необходимо сформировать критерии оценки.

Три рубежа охраны

Если говорить в целом о системе охраны музея, картинной галереи, иного объекта исторического и культурного наследия, то такая система должна включать в себя определенный набор средств обнаружения (охранных извещателей различных принципов действия), обеспечивающих формирование всех необходимых рубежей охраны.

Первым рубежом, как правило, блокируют окна, двери, строительные и защитные конструкции зданий и помещений.

Вторым – внутреннее пространство музейных или выставочных залов (галерей), запасников, хранилищ, служебных помещений, а также все возможные пути передвижения.

Третьим – сами музейные (выставочные) экспонаты (картины, предметы старины, скульптуры, другие произведения искусства), а также установленные внутри помещений остекленные витрины с экспонатами и т.д.

Для музеев, картинных галерей и других объектов, расположенных в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, весьма предпочтительным является наличие у вышеупомянутых средств обнаружения возможности передачи информации по беспроводному каналу связи, чтобы исключить возможность порчи интерьеров и нанесения ущерба историческому зданию при прокладке кабельных линий. Причем диапазон рабочих частот беспроводного канала связи охранной системы не должен пересекаться с рабочими частотами других радиоизлучающих устройств, которые могут работать в музее (Wi-Fi-роутеры, сотовые телефоны).

Необходимые технические параметры системы охранной сигнализации

Важно отметить, что применение беспроводных систем охранной сигнализации позволяет решить две важные организационно-технические задачи, с которыми зачастую приходиться сталкиваться создателям выставочных экспозиций:

  • ограничение времени на подготовку помещения к новой выставочной экспозиции;
  • обеспечение полной пространственно-художественной свободы в размещении экспонатов.

Кроме того, как показывает опыт развития систем безопасности, целесообразно, чтобы система охранной сигнализации обеспечивала возможность интеграции и имела единый пользовательский интерфейс с системой пожарной сигнализации объекта, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, потому что это уменьшит время обучения сотрудников, отвечающих за безопасность, и сделает эксплуатацию системы проще. А еще такой подход в долгосрочном плане снижает затраты на техническое обслуживание, то есть система становится дешевле в эксплуатации.

И наконец, система охраны должна иметь возможность своевременно оповещать сотрудников службы безопасности о тревоге. При этом желательно, чтобы оповещение осуществлялось с помощью не только традиционных средств (светозвуковые охранно-пожарные оповещатели и сообщения на мониторе пульта охраны), но и новых способов, таких как персональные устройства оповещения.

Целесообразно, чтобы на дисплей таких устройств, находящихся у сотрудников службы безопасности и смотрителей музеев, приходили легко различимые сигналы и информационные сообщения, в которых содержится полное описание тревожного события, какой экспонат и в каком зале потревожен. Применение персональных устройств значительно ускоряет реакцию персонала музея на тревогу, а за счет получения быстрой и точной информации о месте тревожного события позволяет избежать многих неприятных ситуаций.

Возвращаясь к снижению стоимости эксплуатации системы охранной сигнализации для музейных (выставочных) экспонатов, следует сформулировать и требования к определяющим ее параметрам.

Так, например, электропитание беспроводных средств обнаружения и персонального оповещения должно осуществляться от высокоэффективных автономных элементов, обеспечивающих функционирование охранных устройств (до замены элемента питания) не менее пяти, а лучше десяти лет. Это позволило бы вообще не менять элементы питания в течение всего срока службы устройств или делать это очень редко.

Поскольку мы ведем речь о системе охраны, в которой обмен информацией между составными частями осуществляется по беспроводной технологии, то вполне логичным становится требование разумного увеличения дальности действия радиоканала, что позволяет уменьшить количество ретрансляторов, а значит и на этапе монтажа можно сэкономить, и обслуживать систему впоследствии станет проще.

И конечно, при создании действительно современной и удобной для всех системы охраны музея не обойтись без облачных сервисов для удаленного технического обслуживания.

5 ключевых критериев

В итоге система охраны музеев должна отвечать следующим основным критериям:

  • иметь широкий спектр различных охранных устройств, в том числе полноценный набор охранных извещателей различных принципов действия, обеспечивающих создание всех необходимых (трех или более) рубежей охранной сигнализации;
  • осуществлять обмен информацией между составными частями системы по беспроводному помехоустойчивому каналу связи;
  • иметь возможность работы в едином интерфейсе с другими системами безопасности музея (пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и др.);
  • обеспечивать возможность персонального оповещения сотрудников службы охраны, смотрителей и других ответственных лиц музея о тревожных событиях с указанием конкретного места (номера зала, картины, скульптуры, витрины с экспонатами и т.д.);
  • обеспечивать удобство технического обслуживания, долгий срок работы от автономных элементов электропитания, большую дальность радиосвязи, наличие облачных сервисов.

Без третьего рубежа не обойтись

Итак, мы выяснили, что при создании полноценной системы охраны музея или картинной галереи без третьего рубежа охраны (защиты экспонатов) не обойтись. все-таки музей – это не просто хранилище ценностей. Особенность его в том, что необходимо не только обеспечить сохранность экспонатов, но и дать возможность посетителям музея их увидеть и даже близко рассмотреть. во время работы музея третий рубеж охраны становится первым по важности и подчас единственным. даже если в музее есть система видеонаблюдения, то она может оказаться полезной лишь тогда, когда обнаружится, что какой-нибудь экспонат пропал, и сотрудникам следственных органов придется изучать видеозаписи, как, собственно, и было в ситуации с кражей картины «Ай Петри. Крым».

К сожалению, до сих пор многие музеи не оборудованы тремя рубежами охраны, и речь идет не только о временных экспозициях, но и о постоянных. Причины такого отставания, видимо, кроются как в технических проблемах, так и в ограниченных финансовых возможностях музеев, а возможно и в человеческом факторе. Принцип «если застраховано, то можно особо и не охранять» приводит подчас к безвозвратной утрате бесценных реликвий и произведений искусства, отнюдь не способствуя защите исторического и культурного наследия от преступных посягательств, а скорее наоборот.

Для цивилизованного выхода из этой ситуации необходимо решение, которое было бы простым в применении, надежным в функционировании, эффективным по технико-экономическим показателям, а также безопасным (способным защитить и не навредить).

Виды средств обнаружения для организации третьего рубежа охраны

Существуют различные способы построения третьего рубежа охраны в музеях. В одних случаях используются специальные ультразвуковые извещатели, предназначенные для охраны экспонатов в закрытых витринах, в других – емкостные, оптико-электронные (пассивные и активные) извещатели, имеющие зону обнаружения типа «иК-штора», защищающую картины и другие закрепленные на стене экспонаты от опасного приближения к ним или прикосновения, в третьих – комбинированные извещатели (инфракрасный с радиоволновым), формирующие зону обнаружения в виде виртуального купола, накрывающего отдельно установленную скульптуру или размещенную на выносной стойке картину, а также инерционные извещатели, обнаруживающие попытку несанкционированного перемещения экспонатов.

Каждое из этих разновидностей средство обнаружения по-своему интересно и полезно, имеет свои технические особенности, функциональные возможности, достоинства, недостатки и область применения. Кратко рассмотрим только самые новые из них, всего несколько лет назад появившиеся на рынке систем безопасности, – инерционные извещатели, которые, по нашему мнению, могли бы найти эффективное применение для защиты картин и других музейных экспонатов от криминальных посягательств.

Современные инерционные извещатели сконструированы, как правило, на основе трехосевых акселерометров и реагируют на удар или попытку несанкционированного перемещения охраняемого предмета, к которому они физически прикреплены. на российском рынке представлены несколько типов таких извещателей. Они обычно выполнены в небольшом пластиковом корпусе (не больше коробка спичек), имеют автономное электропитание от встроенного гальванического элемента и беспроводной интерфейс для связи с приемно-контрольным оборудованием той охранной системы, в составе которой функционируют.

Информация о текущем состоянии и тревогах передается по радиоканалу в диапазонах частот 433 или 868 МГц. другие радиоизлучающие устройства, такие как сотовые телефоны, Wi-Fi-роутеры и маршрутизаторы, которые могут находиться в тех же помещениях охраняемого объекта, не создают помех для нормального функционирования извещателей в составе беспроводных объектовых систем охранной сигнализации, так как работают на других частотах.

Стоит отметить, что в современных беспроводных объектовых системах охранной сигнализации используются различные принципы организации радиосети, в том числе и такие, как глобальный роуминг или Mesh-сеть, в которой извещатели сами определяют путь доставки сообщений и подключаются к тому ретранслятору, связь с которым наилучшая. Если же что-то с этим ретранслятором произойдет, например он выключится из-за отключения электропитания, то извещатель автоматически переключится на другой ретранслятор, который видит в эфире. Кстати, в этой же сети могут работать и другие устройства, причем не только охранные, но и пожарные. То есть система позволяет собрать все в единый комплекс, удобный для специалистов службы безопасности.

Как обеспечить оперативное реагирование на тревогу?

В упрощенной интерпретации любая система безопасности объекта зиждется на трех «китах» – технической укрепленности, охранно-пожарной сигнализации, службе реагирования. в критериях качества – надежность, достоверность и оперативность.

Как мы уже отмечали, в случае организации охраны экспонируемых предметов в период работы музея (выставки, галереи) и в условиях свободного доступа посетителей к охраняемым ценностям, вплоть до возможности непосредственного прикосновения к ним, вся нагрузка ложится на третий рубеж охранной сигнализации и службу реагирования, которые, взаимодействуя, должны отвечать всем трем критериям качества.

На первый план здесь выходит оперативность реагирования на тревогу. Как показывает анализ работы систем безопасности в музеях, просто звук сирены не позволяет организовать быстрое и адекватное реагирование, потому что нужно будет потратить время на поиск места совершения правонарушения (по мониторам системы видеонаблюдения, планам музея и т.д.), а это потерянные драгоценные секунды и даже минуты. Конечно, в современных интегрированных системах безопасности, как правило, есть программное обеспечение, которое поддерживает представление информации на графических планах, но оно располагается далеко от экспоната. ближе всего к экспонату – смотрители, и было бы правильно оповещать о срабатывании охранных извещателей не только сотрудников службы безопасности (дежурного на пульте охраны), но и их тоже. Это можно сделать с помощью устройств персонального оповещения, о которых мы говорили выше, при условии отображения на их дисплеях информации о том, какой экспонат и в каком зале под угрозой. безусловно, такой способ реагирования позволит выиграть много времени и быстро принять адекватные меры. Кроме того, подобное персональное устройство выполняет еще и роль переносной тревожной кнопки, то есть если смотритель увидит угрозу музейным экспонатам, с которой он самостоятельно не справится, или нарушение общественного порядка, или на смотрителя будет совершена попытка нападения, то он сможет мгновенно и бесшумно вызвать подмогу.

Способ решения проблемы

Исходя из сложившейся ситуации, наибольшего внимания специалистов в области безопасности требует вопрос организации в музеях и выставочных галереях третьего рубежа охраны, который в настоящее время во многих учреждениях отсутствует, причем не только во временных, но и в постоянных экспозициях. При этом, как показал анализ имеющихся на рынке технических решений, современный уровень развития охранной техники и информационных технологий позволяет уже сегодня достаточно просто, быстро и относительно недорого организовать третий рубеж охраны с помощью беспроводных средств обнаружения, которые могут быть дополнены такими же беспроводными средствами персонального информативного оповещения, что в совокупности позволит максимально быстро и адекватно отреагировать на тревожные события на третьем рубеже охраны, который в период работы музея становится функционально первым и единственным.

В заключение хотелось бы отметить, что с помощью описанных выше беспроводных средств обнаружения можно решить многие задачи третьего рубежа охраны музейных экспонатов, но не все. Поэтому специалисты ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии совместно с ведущими предприятиями промышленности продолжают работы по развитию и совершенствованию комплекса средств обнаружения для создания третьего рубежа охраны в музеях, картинных галереях и на других объектах исторического и культурного наследия.

В частности, ведутся работы по обеспечению комплексной защиты музейных и выставочных витрин, а также произведений живописи, размещенных при помощи специальных подвесных систем, от различных криминальных посягательств.

Дмитрий Прошутинский, Научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Михаил Пермяков, Научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Александр Кротов, Младший научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *