В Госдуму внесли поправки о повышении безопасности зрелищных мероприятий после теракта в «Крокусе». Они уточняют порядок взаимодействия организаторов с органами безопасности и зрителями. С концертными агентствами их не обсуждали.
Депутаты комитета Госдумы по культуре во главе с Еленой Ямпольской внесли законопроект, регламентирующий обеспечение мер безопасности на зрелищных мероприятиях.
В пояснительной записке к документу говорится, что «массовое совместное пребывание людей представляет собой потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан». Депутаты также апеллируют к теракту, который произошел в марте 2024 года в концертном зале «Крокус Сити Холл», в результате которого погибли более 140 человек, еще более 500 человек пострадали.
Законодатели признают, что частично меры безопасности на зрелищных мероприятиях уже прописаны в действующих нормативных актах, например, в законах «О полиции», «О противодействии терроризму», а также в рядах постановлений правительства. Но однозначного толкования терминов «место проведения зрелищного мероприятия» и «организатор зрелищного мероприятия» в законодательстве нет. Также в нем нет и нормативного закрепления прав и обязанностей организаторов зрелищных мероприятий.
Что предлагают депутаты
В первую очередь депутаты предлагают закрепить в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» понятия «место проведения зрелищного мероприятия» и «организатор зрелищного мероприятия». Под первым будет подразумеваться «здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, помещение, земельный участок, иной объект недвижимого имущества или объект движимого имущества, другие общественные места, предназначенные для проведения зрелищных мероприятий». Организатором зрелищного мероприятия предлагается признавать физическое или юрлицо, «взявшее на себя инициативу и ответственность за подготовку, финансирование и проведение зрелищного мероприятия».
Законодатели также предлагают внести в тот же документ новую статью «Особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия». Эта статья обяжет собственника площадки и организатора мероприятия прописывать в договоре обязательство по «обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия».
Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий организатор или собственники площадки смогут привлекать так называемых контролеров-распорядителей. Сейчас они уже привлекаются для проведения спортивных мероприятий. Спортивное законодательство жестко регламентирует их деятельность: например, такими контролерами могут быть только совершеннолетние граждане России, а в их обязательства входят требования «от зрителей соблюдения общественного порядка» и информирование гостей «о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации».
Организаторы зрелищных мероприятий также будут обязаны организовывать взаимодействие с органами госвласти и местного самоуправления «в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия». В пояснительной записке уточняется, что организаторы концертов будут обязаны в срок не позднее 30 дней до начала мероприятия уведомлять «высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, территориальный орган МВД России о тематике, месте, дате, времени его проведения, о планируемом количестве его участников и незамедлительно уведомлять об изменении указанной информации». Сейчас сроки такого уведомления, например, по Москве — не позднее чем за десять дней для мероприятий, предполагающих больше 5 тыс. посетителей.
Среди прочих обязательств депутаты предлагают информирование посетителей о прекращении мероприятия и о порядке действий в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, а также организовывать эвакуацию.
В случае принятия поправки вступят в силу 1 сентября 2024 года.
Кого касаются поправки
Елена Ямпольская на уточняющий вопрос РБК по поводу того, что именно понимается под зрелищным мероприятием, апеллировала к ст. 362 «Основ законодательства России о культуре», в соответствии с которой под зрелищными мероприятиями понимаются «театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций». «То есть все мероприятия в сфере культуры, проводимые организациями культуры и иными организациями, в том числе коммерческими, а также индивидуальными предпринимателями», — отметила она.
Как оценивают инициативу участники рынка
Глава концертной корпорации PMI (организовывала концерты Depeche Mode, Шакиры, Бритни Спирс, Slipknot) и совладелец билетного агрегатора Kassir.ru Евгений Финкельштейн в разговоре с РБК заявил, что не видел до публикации законопроекта его текста, а сами предложения никак не обсуждались с отраслью и с профильной Ассоциацией концертно-театральных и билетных организаций (объединяет практически всех ключевых участников рынка, агрегаторы билетов и площадки).
Сама Ямпольская после публикации РБК заявила, что «на закрытом совещании с силовиками и Минкультом присутствовали руководители крупнейших культурных институций России». Кто именно из представителей отрасли участвовал в мероприятии, она не уточнила, сославшись на закрытый характер мероприятия.
Регламентации, по словам Финкельштейна, должна подлежать деятельность не организаторов мероприятий, а правоохранительных органов. Он также обратил внимание, что депутаты предлагают обязывать организаторов уведомлять правоохранителей о проведении концерта за 30 дней, но не уточняют, в какой срок полиция должна ответить. «И давайте будем честными: полиция бесплатно нам свои услуги не оказывает, — указывает собеседник РБК. — Никто бесплатно концерты не охраняет. А сотрудники частных охранных предприятий даже оружие при себе иметь не могут. В каждом договоре между организатором и площадкой и так прописаны пункты и о необходимости присутствия полиции, и об обеспечении безопасности. Но заниматься этим должны не мы. И не нашу деятельность нужно ужесточать».
Предлагаемые меры достаточно общие, считает, в свою очередь, гендиректор концертного агентства TCI, генпродюсер театра «ОДЕОН» и гастромюзикла «Москва слезам не верит» Эдуард Ратников. «Все, что я увидел, это стремление контролировать контент, который представляется организаторами, — считает он. — Законодательная база, нормативы, требования, которые уже существуют, абсолютно достаточны. Просто безопасность в стране и в городе — это не компетенция организаторов и площадок, это компетенция соответствующих органов. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую. Все организаторы подходят к вопросу безопасности очень ответственно».
Новация законопроекта — это определения терминов «место проведения зрелищного мероприятия» и «организатор зрелищного мероприятия», «взятых из так и не принятого законопроекта 2014 года о саморегулировании в организации зрелищных мероприятий», утверждает, в свою очередь, глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. «При этом адекватного определения самого «зрелищного мероприятия» так и не появилось, — обращает внимание эксперт. — Вводится уведомительный (пока) порядок организации мероприятий — и небольшие концерты, клубная деятельность, утренники в детских садах, выступления поэтов в библиотеках, пресс-конференции и т.д. в срок 30 дней явно не вписываются».
Судя по тексту законопроекта, зрелищные мероприятия могут организовывать физлица, «что само по себе вызывает удивление», продолжает Сафронов. «Причем объемы обеспечения безопасности явно определяются самим организатором — по каким нормативам определять и наказывать в случае чего — непонятно, — обращает внимание эксперт. — Неясно, как делить ответственность между соорганизаторами (а таких случаев немало), между организатором и площадкой. И главное — все расходы вешаются на организатора, что сократит и так невысокую рентабельность мероприятий: билеты будут дороже, а самих мероприятий — меньше. Думаю, государство может взять расходы по организации безопасности на себя, это его прямая обязанность».
В сфере коммерческих концертов за исключением базовых правил проведения безопасности отсутствуют единые правила проведения и общая для отрасли политика — в результате нет четких критериев рынка, непонятны его границы и участники, считают в МТС Live. «Нет единой и понятной системы запретов для проведения коммерческих концертов, — утверждают в компании. — Поэтому мы поддерживаем инициативы регулирования отрасли. Очень важно, чтобы участников отрасли привлекали к созданию этих правил — это позволит не только сделать проведение массовых мероприятий более безопасным для зрителей, но и улучшит качество работы рынка. Мы изучим предложенное постановление и хотели бы принять участие в его публичном обсуждении».
Опрошенные ранее РБК юристы и концертные промоутеры отмечали, что в текущем виде законодательство по обеспечению безопасности на массовых мероприятиях не конкретно, распределено по различным нормативным актам и имеет много лакун. Например, в нем отсутствует точный порядок определения количества сотрудников охраны. Организаторы не могут запросить у полиции конкретное количество сотрудников для обеспечения безопасности. А представители ЧОПов несут бóльшую ответственность за превышение своих полномочий, нежели за их невыполнение. Отсутствие паспорта антитеррористической защищенности у площадки проведения мероприятия карается лишь штрафом.
РБК
Фото на превью: revistasegurancaeletronica.com.br