А что у них? Никто не застрахован: как следят за картинами в Лувре

Gосле похищения из Третьяковской галереи картины Архипа Куинджи “Ай-Петри. Крым” корреспондент РИА Новости отправилась в один из крупнейших художественных музеев мира – Лувр – и посмотрела, как там обстоят дела с безопасностью шедевров мирового искусства.


Досмотр

Первый контроль на входе в комплекс Лувра, открывающем доступ не только к шедеврам искусства, но и к дорогим магазинам подземного торгового центра, весьма условный – нужно просто расстегнуть сумку перед суровым молчаливым охранником. Поток людей течет быстро, страж порядка едва осматривает содержимое многочисленных рюкзаков, пакетов и клатчей, порой даже не заглядывая внутрь.

Следующий досмотр – непосредственно перед входом в музей – уже серьезнее. Верхнюю одежду надо расстегнуть, снять капюшон или головной убор, положить сумку в рентген-аппарат и пройти сквозь рамку металлоискателя. С объемной ручной кладью, например, с многолитровым туристическим рюкзаком или чемоданом, в Лувр не пускают, а вот бутылку воды можно пронести без проблем.

“Мона Лиза” под присмотром

Тех, кто в Лувре впервые, традиционно тянет в сторону главных шедевров. Толпа у картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” измеряется десятками человек. Они пытаются сделать фотографии так, чтобы лишние люди в кадр не влезли, но для этого требуется проявить особую сноровку: посетители повсюду. Мешает и то, что близко к картине не подойти, поскольку поток людей с трех сторон ограничен растянутыми ленточками.

Перед самой картиной, спрятанной за толстым стеклом, многоуровневая защита из дерева: небольшая деревянная консоль, чуть дальше – деревянный полукруг, обеспечивающий периметр безопасности перед шедевром.

Порядок у полотна контролируют сразу четыре смотрителя: по два с каждой стороны. Переговариваясь друг с другом и отвечая на вопросы посетителей, они внимательно контролируют движение людей.

8 августа 2013 года исполняется 50 лет со дня “Великого ограбления поезда” – самого крупного в ХХ веке. В 1963 году преступники похитили из почтового поезда 2,6 миллионов фунтов стерлингов, что равняется сегодняшним 40 миллионов фунтов или 60 миллионов долларов).

“Украсть картину можно в любом музее, и Лувр в этом плане не исключение. Если это произойдет средь бела дня, то музей будет закрыт с посетителями и персоналом внутри – чтобы произвести обыск”, – говорит одна из смотрителей.

Она добавляет, что если исчезновение экспоната заметят утром, то музей не откроют. “Приедет полиция, будут собирать отпечатки и проводить другие следственные действия. Но это уже их задача, а не сотрудников музея”, – заключает она.

Вежливо, но строго следя за тем, чтобы взрослые не нарушали установленных границ, смотрители делают исключение для группы из детского сада, пропуская стайку малышей и воспитателя перед самой картиной, поскольку из-за спин туристов разглядеть ее у них не получится.

Кража в Лувре

Смотрители в других залах порядок тоже чтут – то приструнят расшалившегося мальчишку, пытающегося взобраться на постамент под чьим-то великим, но совершенно ему неинтересным, бюстом, то попросят азиатских туристов сложить селфи-палку, использование которой в стенах Лувра запрещено.

В Лувре то и дело слышится, как срабатывает сигнализация у картин. Слишком приблизившийся гость, услышав пиликанье, отклоняется от шедевра и смущенно оглядывается по сторонам. Никаких мер, кроме, порой, строгого взгляда смотрителя, к нему не применяется.

Шедевры исчезли из дома друга и наследника знаменитого британского экспрессиониста, скончавшегося в столице Испании в 1992 году. Кража была совершена еще в июне, однако известно о ней стало только сейчас.

“Сигнализация пищит потому, что кто-то просунул руку над шнурком перед картиной. Случается это довольно часто. Если будет долго звенеть, значит, кто-то слишком долго находится в запретной зоне, надо проверить, что он там делает”, – поясняет другой смотритель.

О краже полотна Куинджи в Третьяковке мужчина не слышал. “Украли картину? В Третьяковской галерее? Ничего себе! А знаете ли вы, что у нас тоже так картину украли, здесь, в Лувре? Это было лет 18-19 назад, пришел человек, вырезал холст из рамы и был таков. Искали, искали, ничего так и не нашли”, – вспоминает он.

Газетные хроники хранят память о том похищении. В майское воскресенье 1998 года из Лувра средь бела дня бесследно исчезла картина Жан-Батиста Камиля Коро “Дорога на Севр” размера 34 на 49 сантиметров. Прибывшая полиция закрыла выход из музея, по одному опрашивая каждого из находившихся внутри 20 тысяч человек. Следов похитителей найти так и не удалось.
Куинджи: пропажа и возвращение

В воскресенье неизвестные похитили картину Куинджи “Ай-Петри. Крым” прямо с выставки в Третьяковской галерее. Страховая стоимость картины, по данным Минкультуры и страховщика — компании “Стерх”, составляет 12 миллионов рублей (около 180 тысяч долларов).

Утром в понедельник МВД России сообщило о задержании подозреваемого в краже картины, само полотно было найдено в Одинцовском районе Подмосковья. Также выясняется, были ли у задержанного сообщники.

Полотно “Ай-Петри. Крым” (39 на 53 сантиметра) создавалось в 1898-1908 годы, точная дата не установлена. Картина является образцом пейзажа с изображением гор. Она приписана к коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, где находится на сохранении большая часть картин Куинджи. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, в настоящее время группа сотрудников музея проводит экспертизу полотна с использованием мобильного оборудования. К концу дня картина уже может оказаться в депозитарии галереи, дальше выставляться для публики она не будет.

РИА “НОВОСТИ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *